Гувернер – это педагог, психолог и друг ребенка в одном лице, ему поручено обучение, воспитание и полезный досуг ребенка.
Впервые о гувернерах у нас узнали в XVIII веке, когда Петр I поставил перед обществом новые задачи: образование, уход от домостроевских порядков, прогрессивная культура. До тех пор образование ограничивалось лишь грамотой, необходимой для чтения церковных книг, а также обучением счету. Интересно, что сам Петр I гувернеров не жаловал, он предпочитал, чтобы будущие столпы общества обучались в школах и академиях.
Откуда пошли гувернеры?
Бум на услуги домашних учителей начался в середине восемнадцатого века, когда Екатерина II, блиставшая образованностью и дружбой с философами, ввела моду на европейской образование. Немецкие, французские и английские гувернеры получили карт-бланш и потоком хлынули в «новое отечество». Надо ли говорить, как мало среди них было хотя бы просто опытных учителей? И как много желающих сорвать куш «унтер-пришибеев»?
Да, сечение розгами в те далеки времена было в чести. Не только папеньки и маменьки пороли непокорных чад, «педагоги» тоже видели в розгах свою основную «методику». Ох, как мало было тогда среди них по-настоящему талантливых и любящих детей воспитателей! Таковые все больше попадались среди выходцев «из народа». Вспомните Арину Родионовну, воспетую великим Пушкиным! Ведь это она пробудила в будущем поэте любовь к красоте слова. Правда, то была няня… Впрочем, был у Александра Сергеевича и гувернер…
Все изменилось к концу богатого событиями XVIII века. Многие французские аристократы, бежавшие от Великой революции, оказались в России и заняли почетные места наставников при подрастающих наследниках российской знати. Целью гувернеров стало не только обучение необходимым и модным наукам, но и воспитание Личности. Что мы и видим, наблюдая великолепно образованных политических, культурных, научных деятелей той эпохи, взращенных на «французских дрожжах». При юном Александре Сергеевиче состоял граф Монфор, при Лермонтове – офицер Жан Капе. Что ж, эти гувернеры могли гордиться своими воспитанниками, а воспитанники – ими.
Гувернеры занимали главенствующую роль в образовании на протяжении 200 лет, пока в начале XX века не стала преобладать педагогическая система, сделавшая упор на коллективное обучение. Сейчас гувернеры возвращаются на сцену. Теперь это высококлассные специалисты, профессионалы, знакомые со многими развивающими методиками и дополнительными предметами.
Современный гувернер, какой он?
Функции современных гувернеров и гувернанток почти не отличаются от принятых в далеком XVIII веке.
Гувернер – это педагог, психолог и друг ребенка в одном лице, ему поручено обучение, воспитание и полезный досуг ребенка.
Правда, теперь гувернантки нередко выполняют и функции нянь: готовят, стирают, ухаживают за воспитанниками. Возможно, такой подход имеет смысл. Однако родители должны понимать, что экономя на услугах няни (повара, домработницы и т. п.), они экономят на… качестве обучения своих детей. Ведь подготовка к уроку требует серьезного подхода: гувернантка должна составить план (хотя бы устный), приготовить нужные материалы (нарисовать, вырезать, заучить, подобрать что-то интересное), освежить в памяти знания.
При том графике работы, который имеет наш домашний персонал (нередко до позднего вечера), вряд ли гувернантка будет готовиться к занятиям дома. Неплохо было бы позволить ей готовиться к занятиям в свободное время – когда ребенок спит, например. Впрочем, это вопрос приоритетов: что важнее для родителей – образование ребенка или экономия?
Вот оптимальный набор обязанностей, который можно и нужно поручать гувернеру:
- Сопровождение в детское учебное учреждение или секцию. Встреча из детского учебного учреждения или секции.
- Помощь при выполнении домашних заданий. Коррекция знаний ребенка, если он отстает от программы.
- Дополнительные занятия по договоренности (иностранный язык, музыка, танцы, спорт, ручной труд и т. д.).
- Воспитание гармоничной личности (эстетическое воспитание, трудовое, познавательные занятия).
- Контроль соблюдения режимных моментов (вовремя принять пищу, напомнить о гигиенических процедурах, разрешить погулять).
- Прогулки, развивающие занятия спортом (зарядка, игры на спортивной площадке, подвижные игры).
- Оберегание от опасностей (как бытовых, так и социальных).
Как видите, места для приготовления пищи, стирки и уборки комнаты практически не остается. Чтобы обеспечить ребенку качественное воспитание и обучение, педагог должен тщательно готовиться, даже если у него уже есть планы и разработки с предыдущего мест работы. Ведь каждый ребенок – Большая Индивидуальность. А образование – это система, а не импровизация.
К профессионализму гувернера следует добавить его личные качества: доброту, уравновешенность, ответственность. Но главное качество, которое присуще талантливому педагогу, – любовь к детям. Человек, которые не любит детей, не сможет вложить в ребенка душу.